Судьба Старого Арбата в руках москвичей


фото ИТАР-ТАСС

Столичные власти пока не намерены начинать реконструкцию Старого Арбата, хотя и ресурсы, и деньги у города на это есть. Символ старой Москвы сегодня стал похож на своеобразную открытку для туристов, но от первоначального облика знаменитой улицы остались только название да обветшалые дома.

Столичные власти пока не намерены начинать реконструкцию Старого Арбата, хотя и ресурсы, и деньги у города на это есть. Символ старой Москвы сегодня стал похож на своеобразную открытку для туристов — с художниками, магазинами и ресторанами. А от первоначального облика знаменитой улицы остались только название, обветшалые дома да мемориальные доски на стенах.

Понятие "арбатский старожил" уже давно потеряло свой первоначальный смысл — теперь это не тот человек, который родился и вырос в этих тихих переулках. "Арбатский старожил" — это тот, кто больше ночей провалялся под забором, тот, кто больше нарисовал шаржей и продал матрешек. Туристы, которые впервые попадают на Старый Арбат, в восторге. Гость из Пекина уверен: вот она, настоящая Москва.

"Арбат — очень прикольная улица, она такая типично русская, московская. С типичной культурой, архитектурой. Весь антураж, и все те люди, которые здесь обитают, то, чем они занимаются, очень хорошо вас характеризует", — объясняет турист Лю Пи.

А настоящие "дети Арбата" хотят, чтобы современный Старый Арбат стал другим. Литературным и культурным. Здесь в переулках жили писатели и поэты: Лермонтов, Пушкин, Толстой, Тургенев, Чехов, Цветаева, Окуджава, Рыбаков. Сюда же они селили своих героев: здесь гулял Пьер Безухов, летала Маргарита. Историк и краевед Сигурд Шмидт про себя говорит, что знает здесь каждую кочку. И сейчас ему искренне стыдно за свой Арбат.

"Это было сосредоточие старой московской интеллигенции, центр интеллигентной московской обывательщины", — сетует он.

Стена великого поэта-песенника, который здесь никогда не жил, маленькие мемориальные доски тем, кто жил и работал. Русская барыня в красной ушанке с кокардой и армейским ремнем — новый герой.

Современная арбатская интеллигенция, кажется, рождается только для того, чтобы сделать себе татуировку хной, посетить музей эротики, купить матрешку и шапку, перекусить на ходу и на этом Арбат заканчивается. О том, что эта улица обладает богатой историей, напоминают только разваливающиеся дома, которые поголовно становятся здесь многофункциональными центрами.

Морально к реконструкции Арбата столичные власти готовы уже давно. Физически уже пытались выгнать отсюда уличных торговцев сувенирами в стиле "рашн-деревяшн". Материально созрели. Но кризис идей.

"Мне бы тоже хотелось получить определенный запрос от москвичей, жителей Центрального округа, что бы они хотели видеть на Старом Арбате. Я считаю, город имеет возможность провести работы по реставрации, ремонту, благоустройству дополнительному. Если надо, то и по озеленению Старого Арбата. Такие возможности есть", — сообщил Сергей Байдаков, префект ЦАО Москвы.

В ближайшее время хотят собрать общественный совет, чтобы москвичи сами высказались и по возможности сразу нарисовали, каким они видят свой новый Старый Арбат. Обещают поддержать любую вменяемую инициативу.